СОЛИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ – БЕЛЫЕ, ЧЕРНЫЕ, КРАСНЫЕ
Рубрика «Спрашивали – отвечаем»
После поста про цитрон нас попросили рассказать о свойствах гималайской саиндхавы, а также о других доступных нам видах соли, упомянутых в аюрведических текстах.
Соли в аюрведе являются не только пищевой, но и медицинской субстанцией: они входят в лечебные составы для внутреннего и наружного использования, применяются при обработке металлов и минералов в раса-шастре, используются в шодхана-терапии – очищающих процедурах. Так, в разделе Виманастхана, гл.8 «Чарака-самхиты» описаны 15 разных солей в контексте приготовления составов для басти – аюрведической процедуры очищения через клизму.
Когда же речь идет о соли, пригодной для употребления в пищу, обычно упоминаются пять–семь разновидностей. Санскритское слово панчалавана означает «пять солей», однако их перечень варьирует в зависимости от источника и автора. Но те три вида, о которых мы расскажем, составляют неизменную часть панчалавана-группы. Все три широко доступны за пределами Индии:
- саиндхава – каменная соль или так называемая «розовая гималайская соль»;
- самудра – морская соль;
- сауварчала – «черная соль» со специфическим запахом сероводорода, в Индии известная под названием кала намак.
Перечисленные в такой последовательности они, согласно «Сушрута-самхите», тем сильнее, чем ближе к концу списка проявляют свойства согревать, успокаивать вата-дошу и увеличивать капха- и питта-дошу. А чем ближе к началу списка, тем они приятнее, «слаще», на вкус и тем более выражено демонстрируют свойства увлажнять, способствовать отделению мочи и кала.
Расскажем подробнее о каждом из этих видов соли.
Саиндхава:
«Чарака-самхита» называет саиндхаву наилучшей солью и так описывает ее характеристики (Сутрастхана, гл.27):
rōcanaṁ dīpanaṁ vr̥ṣyaṁ cakṣuṣyamavidāhi ca|
tridōṣaghnaṁ samadhuraṁ saindhavaṁ lavaṇōttamam||300||
«Улучшающая вкус, пищеварение, половую силу, полезная для глаз и не вызывающая жжения, успокаивающая три доши, немного сладкая (со сладким привкусом) саиндхава – это занимающая первое место / наилучшая соль».
«Сушрута-самхита» к описанию саиндхавы добавляет, что она легкая для усвоения, приятна / полезна для сердца, увлажняет, охлаждает, лучше всех устраняет доши (в сравнении с другими видами соли).
Возможно, из-за славы «наилучшей» существует представление, что эта соль редкая, а потому дорогая. В действительности, саиндхава – это просто разновидность каменной соли, ее название отражает, что она родом из региона Синдху, где протекает одноименная река (Синдху – Инд), а у подножья Гималаев находятся соляные пещеры, сегодня эта территория принадлежит Пакистану, штат Пенджаб. Но, вряд ли мы сильно ошибемся, если скажем, что свойства саиндхавы можно также применить к галитам, добываемым в подземных соляных шахтах других регионов; ими, в частности, богаты территории России, Украины, Белоруссии, Польши и т.д.
Из описания саиндхавы в аюрведических справочниках можно узнать, что она бывает, как красная/розовая, так и белая, а также прозрачная как кристалл. Сказано, что две последние разновидности годятся в том числе для использования в медицинских целях.
И хотя название «розовая гималайская соль», благодаря маркетинговым усилиям продавцов, крепко укоренилось в нашем лексиконе, более правильным термином для обозначения саиндхавы будет «каменная соль», и именно так она именуется в большинстве англоязычных переводов.
Продолжение с рассказом о двух других видах соли – самудры и сауварчалы – читайте в нашем следующем посте буквально через несколько дней!
Мы в Телеграм – https://t.me/ayurvedika_ru
#аюрведика #аюрведа #диетология #аюрведическаядиетология #едаиздоровье #соль #гималайскаясоль #чернаясоль #полезнаясоль #всяправдаосоли